Чтение сообщения
17.11.2017  13:00
Александр Никитин: Глубокая дифференциация экономического развития регионов повысит эффективность распределения бюджетных средств
(Прочитано: 144)
Глава администрации Тамбовской области, член Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РСОСИЯ» Александр Никитин дал интервью известному российскому политологу, социологу Леониду Давыдову. Интервью было размещено в телеграм-канале Давыдов.Индекс в пятницу, 17 ноября. Темой беседы стала региональная экономика.

Леонид Давыдов: Александр Валерьевич, спасибо, что нашли время пообщаться. Начну с распространенного мнения в узких кругах: в России работают три губернатора с фамилией Никитин. И два из них возглавляют Новгородскую и Нижегородскую области.

Александр Никитин: Как ученый знаю, на каком количестве повторов можно делать выводы. Опыт удается уже при двух повторах. Хочу пожелать своим коллегам успехов в работе.

ЛД: С вами связан еще один сюжет. В этом году вы номинировались на премию Вольного экономического общества не как экономист, но как менеджер, и получили награду.

АН: Я стал дипломантом общественной премии «Экономист года». Это авторитетное общество. Выражаю признательность и благодарность конкурсной комиссии за то, что меня отметили. Было четыре дипломанта, и я в их числе. Представлял не научно-образовательную сферу, а выступал как руководитель региона. Не знаю, что послужило оценкой. Наверное, динамика показателей. Она позитивная. Сегодня больше уместно говорить о динамике, чем о статистике показателей. Я не могу сказать, что пришел в регион, где показатели были на нулевой отметке. Была хорошая база.

ЛД: Эффектом низкой базы не удалось воспользоваться.

АН: Задача была не только удержать, сохранить накопленное, но придать динамизм в социально-экономической жизни региона. Считаю, что мне и моим коллегам в некоторой степени, если не сказать больше, в значительной степени, удалось сделать.

ЛД: Из чего складывается успех губернатора в области экономике?

АН: Структура экономики многое определяет. Тамбовская область – регион с ярко выраженной сельскохозяйственной специализацией. И для меня как для человека, который был связан с этой отраслью всю жизнь, было важно иметь явные успехи в этой сфере. И в сельском хозяйстве, и в перерабатывающем комплексе у нас были яркие, заметные проекты, важные не только для развития региональной экономики, а для отрасли в целом. Это тоже имеет немаловажное значение. В течение последних двух-трех лет были введены в эксплуатацию крупные проекты с большими инвестиционными вливаниями, многомиллиардными вложениями.

ЛД: То есть следуете новому тренду: после нефти и полезных ископаемых большой агрокомплекс является таким «движателем» России?

АН: Я убежден, что в будущем с точки зрения новых проектов в сельском хозяйстве, и в части переработки, за перерабатывающим комплексом кроется мощный резерв роста. Новые проекты, нацеленные на сельскохозяйственную переработку: если они будут поддерживаться государством, то создадут не просто добавленную стоимость, создадут новые рабочие места и новые технологии. Сегодня в сверхсовременных комплексах в сфере растениеводства и животноводства, особенно животноводства, мегакомплексы – это хай-тек в чистом виде, сверхтехнологичное производство. Это новые рабочие места, новая добавленная стоимость, но возможно, не всегда налоги – это нужно учитывать. Сельское хозяйство – среда льготная, в которой действуют спецналоговые режимы. Нужно иметь в виду специализацию региона, когда сравнивают субъекты. У нас, например, из 110 млрд инвестиций почти 30-35 млрд приходится на сельское хозяйство. В промышленность мы вкладываем меньше инвестиций, а основные налоги дает именно промышленность. Это, кстати, для меня тоже было определенным вызовом. Поэтому в Стратегии экономического развития региона мы сделали ставку на промышленность, на индустриальные отрасли в чистом виде. Чем больше мы льготируем из бюджета, чем больше создаем условий для привлечения инвестиций в сельское хозяйство, тем меньше получаем налоговых эффектов. Естественно, земельные, имущественные налоги, НДФЛ - всё это поступает. Но если говорить об основных налогах, то сама по себе эта сфера (сельское хозяйство) не дает таких эффектов. Есть предложение рассматривать регионы с точки зрения их специализации. Если говорить о бюджете, то по соглашению с Минфином учитывается уровень поступивших налогов. По этому году Тамбовская область в числе лидеров по администрированию – собираемости налогов.

ЛД: Сейчас идет подготовка бюджета. Ноябрь-декабрь – для всех регионов пора, когда верстается бюджет. Как проходит процесс? Насколько безболезненно? Насколько адекватна Федерация?

АН: По следующему году тревоги большой нет. Во-первых, новые подходы в рамках межбюджетных отношений – транспарентны, прозрачны. Тамбовская область, равно как и другие субъекты России, знает, что уже сегодня на следующий год есть четкие параметры по дотациям на сбалансированность, выравниванию бюджетной обеспеченности. Это позволяет более ответственно подходить к планированию, как доходных источников, так и расходных обязательств. Сложнее 2017-му году. Общая тенденция понятна, думаю, что она типична: уровень межбюджетных трансфертов в контексте пяти-семи последних лет снижался. Наши дотации на сбалансированность имели тенденцию к сокращению. При этом уровень социальных обязательств возрастал, снижая тем самым бюджет развития. Это очевидно. Нам дали сегодня параметры 2018 года – это очень здорово, это большая победа Минфина и правительства в целом. 2017-й года – сложный для многих регионов, и Тамбовская область не исключение. Но каким бы он не был сложным, мы выполняем все социальные обязательства, майские указы Президента. Например, по зарплатам: если в 2016 году исполнение всех дорожных карт по зарплатам было на шесть млрд рублей, то в этом году – на 6,5 млрд рублей.

ЛД: У многих были вопросы, и меня это волновало, почему на ходу стали меняться общие «правила».

АН: Также очевидно, что не будет никогда универсального правила, которое бы всех удовлетворяло. Тем не менее, некоторые вопросы: уровень налоговых доходов, объем налоговых льгот, предопределяют более дифференцированный подход к регионам. Специализацию региона, структура валового регионального продукта, долу отраслей, структуру занятости – всё это нужно учитывать. Конечно, всё сложно свести в один интегральный показатель. Но более внимательное изучение, не только с точки зрения общих цифр, должно повысить эффективность распределения дотаций. Отмечу, что когда говорим о дотациях, многие думают, что необходимо добавлять. Хотя динамика, как я уже сказал, по дотациям не в нашу пользу. При прочих равных условиях даже при этом же объеме средств, глубокая дифференциация с учетом специфики отдельных регионов может в целом повысить эффективность распределения бюджетных средств.

ЛД: На этом нужно и завершить. Еще раз поздравляю с наградой.

АН: Спасибо.
Комментарии участников
Сейчас на сайте: 48
 

Новое на сервере
Никифоровское местное отделение
Сегодня в 10:30

Документы на портале er68.ru

 
[ Первая страница | Местные отделения | Блоги | Персоналии | Обсуждения ]
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном, либо частичном использовании материалов ссылка на er68.ru обязательна